Настройка угла опережения зажигания
Настройка угла опережения зажигания — сложная тема, зависящая от множества факторов: химических, механических и т. д. Для полноценного понимания всех аспектов, влияющих на угол опережения зажигания, требуется гораздо больше знаний и изучения, чем для понимания AFR. Для угла зажигания не существует универсального инструмента, подобного широкополосному лямбда-зонду для AFR.
Важные факторы, которые нужно учитывать:
- Размер и форма камеры сгорания:
- Большие или нестандартные камеры требуют различных углов зажигания из-за изменения скорости распространения фронта пламени.
- Степень сжатия поршня:
- Для двигателей с более высокой степенью сжатия требуется меньший угол опережения, так как смесь сгорает быстрее под высоким давлением.
- Октановое число и тип топлива:
- Топливо с более высоким октановым числом устойчиво к детонации, что позволяет увеличивать угол опережения.
- Разные типы топлива (летний/зимний бензин, бензин с высоким содержанием кислородосодержащих компонентов) влияют на характеристики сгорания.
- Соотношение длины шатуна к ходу поршня (R/S):
- Это соотношение влияет на время нахождения поршня в верхней мертвой точке (ВМТ), что определяет необходимый угол опережения для достижения максимального давления в цилиндре в оптимальный момент.
Почему искра не подается в ВМТ?
- Продолжительность сгорания:
- Искра зажигается до ВМТ, чтобы дать воздушно-топливной смеси достаточно времени для сгорания и обеспечить достижение максимального давления в цилиндре после ВМТ, когда поршень движется вниз.
- Оптимальная сила на коленчатый вал:
- Максимальная сила передается на коленчатый вал, если пик давления в цилиндре совпадает с оптимальным углом поворота коленчатого вала.
Процесс настройки угла зажигания
- Определение ВМТ для цилиндра №1:
- Используйте индикатор часового типа, компрессионный манометр или инструмент для определения ВМТ, чтобы точно найти положение поршня в верхней мертвой точке.
- Визуально подтвердите положение поршня с помощью щупа или другого инструмента.
- Установка начального угла зажигания:
- Начальное значение обычно составляет 15° ± 2° после ВМТ.
- В старых двигателях настройка производится механически с помощью распределителя зажигания; в современных системах — через ЭБУ.
- Финальная настройка:
- Общий угол зажигания = начальный угол + механическое опережение (распределитель) + электронная коррекция (ЭБУ).
- Важно: чрезмерная задержка (retard) может привести к ошибке датчика цилиндра №1 (код ошибки 9) и перегреву поршня.