Понимание топливных карт и карт зажигания
Топливные карты
Когда дроссельная заслонка открыта менее чем на 80%, ЭБУ (Engine Control Unit) работает в режиме «замкнутого контура» (closed loop). В этом режиме он использует данные с датчика кислорода и таблицы топлива для точного расчета подачи топлива, поддерживая оптимальное соотношение воздух-топливо.
Если положение дроссельной заслонки превышает порог (обычно 80%), ЭБУ переходит в режим «разомкнутого контура» (open loop) и начинает использовать только таблицы поиска. Эти таблицы определяют время открытия форсунок, основываясь на оборотах двигателя и вакууме во впускном коллекторе.
Пример отображения карт:
- Столбцы: Разделены по значениям вакуума (или давления) во впускном коллекторе. Левый столбец соответствует максимальному вакууму (закрытая дроссельная заслонка), а правый — WOT (полностью открытая дроссельная заслонка).
- Строки: Разделены по диапазонам оборотов двигателя (RPM).
Значения в ячейках указываются в миллисекундах — это время, в течение которого форсунка остается открытой. В OBD0 таблицах используется 15 столбцов (обычно в дюймах ртутного столба, inHg), а в OBD1 — 10 столбцов (в миллибарах, мБар).
Карты зажигания
ЭБУ также использует карты зажигания (ignition maps) для определения угла опережения зажигания.
- Столбцы: Соответствуют значениям вакуума во впускном коллекторе.
- Строки: Диапазоны оборотов двигателя (RPM).
- Значения в ячейках: Градусы опережения зажигания.
Интерполяция
Для обеспечения плавности работы двигателя ЭБУ использует интерполяцию между значениями ячеек. Это означает, что расчет значений происходит на основе данных из соседних ячеек таблицы.
Пример:
Если текущие обороты двигателя 5775 RPM, а давление во впускном коллекторе 20 inHg, ЭБУ интерполирует между столбцами и строками, чтобы определить итоговое значение.
Данные таблицы:
- Ячейка (3,7): 21 inHg, 5500 RPM, значение = 2,16.
- Ячейка (4,7): 19 inHg, 5500 RPM, значение = 2,56.
- Ячейка (3,8): 21 inHg, 6050 RPM, значение = 2,25.
- Ячейка (4,8): 19 inHg, 6050 RPM, значение = 2,62.
Цель:
Найти значение для 5775 RPM и 20 inHg.
Шаги интерполяции
- Интерполяция по столбцам для строк 7 и 8:
Для строки 7 (5500 RPM):(21−20)/(21−19)×2,16+(20−19)/(21−19)×2,56=0,5×2,16+0,5×2,56=2,36(21 – 20) / (21 – 19) \times 2,16 + (20 – 19) / (21 – 19) \times 2,56 = 0,5 \times 2,16 + 0,5 \times 2,56 = 2,36(21−20)/(21−19)×2,16+(20−19)/(21−19)×2,56=0,5×2,16+0,5×2,56=2,36Для строки 8 (6050 RPM):(21−20)/(21−19)×2,25+(20−19)/(21−19)×2,62=0,5×2,25+0,5×2,62=2,435(21 – 20) / (21 – 19) \times 2,25 + (20 – 19) / (21 – 19) \times 2,62 = 0,5 \times 2,25 + 0,5 \times 2,62 = 2,435(21−20)/(21−19)×2,25+(20−19)/(21−19)×2,62=0,5×2,25+0,5×2,62=2,435 - Интерполяция по строкам с учетом оборотов (RPM):(6050−5775)/(6050−5500)×2,36+(5775−5500)/(6050−5500)×2,435=0,5×2,36+0,5×2,435=2,3975(6050 – 5775) / (6050 – 5500) \times 2,36 + (5775 – 5500) / (6050 – 5500) \times 2,435 = 0,5 \times 2,36 + 0,5 \times 2,435 = 2,3975(6050−5775)/(6050−5500)×2,36+(5775−5500)/(6050−5500)×2,435=0,5×2,36+0,5×2,435=2,3975
Итог:
Искомое значение для 5775 RPM и 20 inHg равно 2,3975. ЭБУ автоматически выполняет этот расчет для выбора точного значения, обеспечивая плавную работу двигателя.