Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)
TPS (Throttle Position Sensor) определяет угол открытия дроссельной заслонки в дроссельном узле. На основе данных от TPS и других датчиков (MAP, лямбда-зонда и др.) ЭБУ оценивает нагрузку на двигатель и потребности в мощности.
Настройка TPS
1. Локализация датчика
- TPS — это черный пластиковый датчик, расположенный на дроссельном узле.
- Крепится на двух “заклепках”, которые на самом деле являются антивандальными болтами. Эти болты срываются на заводе после настройки датчика.
2. Откручивание антивандальных болтов
- Сделайте насечку на головке болтов с помощью Dremel, чтобы использовать плоскую отвертку для откручивания.
- Альтернатива: используйте тонкогубцы с фиксатором (Vise Grip), но будьте осторожны, чтобы не повредить датчик.
3. Регулировка напряжения TPS
После ослабления болтов TPS можно немного поворачивать, что изменяет его выходное напряжение.
- С использованием программы для сбора данных (Data Logging):
- Убедитесь, что даталоггинг работает.
- Включите 5-ю передачу, удерживая тормоз, и заглушите двигатель (плавно отпустите сцепление).
- ЭБУ продолжит фиксировать данные.
- Настройте TPS так, чтобы на холостом ходу датчик показывал 0% (точно 0%), а при полном газе (WOT) — близко к 99%.
- С использованием мультиметра:
- Подключите щупы мультиметра к среднему проводу TPS и одному из внешних (проверяйте методом проб).
- Проверьте напряжение:
- На холостом ходу: 0.5 В.
- При полном газе (WOT): 4.5 В.
- Поверните TPS, чтобы выставить правильные напряжения.
4. Завершающая установка
- Закрепите TPS обратно. Можно использовать новые болты (например, с внутренним шестигранником), чтобы облегчить будущий демонтаж.
- Для предотвращения ослабления используйте синий Loctite.
- После закрепления датчика проверьте, не изменились ли напряжения, так как датчик может сместиться во время затягивания.
Советы и дополнения
- Регулировка троса газа
Если TPS показывает менее 90% при полном нажатии педали газа, необходимо подтянуть трос газа. - Мнение эксперта (Joseph Davis):
- “TPS должен показывать 0.5 В на холостом ходу и 4.5 В при полном газе (WOT). Это простой потенциометр, значения между этими точками изменяются линейно. Honda указывает, что значение TPS выше 4 В переводит ЭБУ в открытый цикл (open loop), хотя это происходит немного раньше.”
Преимущества правильной настройки TPS
- Более плавные переходы от холостого хода к нагрузке.
- Улучшение реакции двигателя на педаль газа.
- Оптимальная работа системы подачи топлива в зависимости от нагрузки.
Настройка TPS — важный элемент точной работы двигателя, особенно если его показатели были некорректны.