December 23, 2024

PGMFI [RU]

Русское зеракало PGMFI.ORG

Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)

TPS (Throttle Position Sensor) определяет угол открытия дроссельной заслонки в дроссельном узле. На основе данных от TPS и других датчиков (MAP, лямбда-зонда и др.) ЭБУ оценивает нагрузку на двигатель и потребности в мощности.


Настройка TPS

1. Локализация датчика

  • TPS — это черный пластиковый датчик, расположенный на дроссельном узле.
  • Крепится на двух “заклепках”, которые на самом деле являются антивандальными болтами. Эти болты срываются на заводе после настройки датчика.

2. Откручивание антивандальных болтов

  • Сделайте насечку на головке болтов с помощью Dremel, чтобы использовать плоскую отвертку для откручивания.
  • Альтернатива: используйте тонкогубцы с фиксатором (Vise Grip), но будьте осторожны, чтобы не повредить датчик.

3. Регулировка напряжения TPS

После ослабления болтов TPS можно немного поворачивать, что изменяет его выходное напряжение.

  • С использованием программы для сбора данных (Data Logging):
    1. Убедитесь, что даталоггинг работает.
    2. Включите 5-ю передачу, удерживая тормоз, и заглушите двигатель (плавно отпустите сцепление).
    3. ЭБУ продолжит фиксировать данные.
    4. Настройте TPS так, чтобы на холостом ходу датчик показывал 0% (точно 0%), а при полном газе (WOT) — близко к 99%.
  • С использованием мультиметра:
    1. Подключите щупы мультиметра к среднему проводу TPS и одному из внешних (проверяйте методом проб).
    2. Проверьте напряжение:
      • На холостом ходу: 0.5 В.
      • При полном газе (WOT): 4.5 В.
    3. Поверните TPS, чтобы выставить правильные напряжения.

4. Завершающая установка

  • Закрепите TPS обратно. Можно использовать новые болты (например, с внутренним шестигранником), чтобы облегчить будущий демонтаж.
  • Для предотвращения ослабления используйте синий Loctite.
  • После закрепления датчика проверьте, не изменились ли напряжения, так как датчик может сместиться во время затягивания.

Советы и дополнения

  1. Регулировка троса газа
    Если TPS показывает менее 90% при полном нажатии педали газа, необходимо подтянуть трос газа.
  2. Мнение эксперта (Joseph Davis):
    • “TPS должен показывать 0.5 В на холостом ходу и 4.5 В при полном газе (WOT). Это простой потенциометр, значения между этими точками изменяются линейно. Honda указывает, что значение TPS выше 4 В переводит ЭБУ в открытый цикл (open loop), хотя это происходит немного раньше.”

Преимущества правильной настройки TPS

  • Более плавные переходы от холостого хода к нагрузке.
  • Улучшение реакции двигателя на педаль газа.
  • Оптимальная работа системы подачи топлива в зависимости от нагрузки.

Настройка TPS — важный элемент точной работы двигателя, особенно если его показатели были некорректны.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *